Сама же Люда буквально разрывается от десятилетиями копившихся внутри неё противоречий. Сначала она на собрании чрезвычайного комитета неожиданно для себя высказывается за подавление протеста со всей строгостью, а потом, в разгар паники, помогает раненым в толпе и даже не думает ни на кого доносить. Она ненавидит свою дочь за то, что та примкнула к протестующим и пошла против власти, и в то же время готова простить ей все, лишь бы найти её живой.
Откровенно говоря, Люда не понимает, как ей быть. Она знает, что должна быть образцовой коммунисткой, но внутри хочет быть просто счастливым человеком. Она бесконечно любит свою дочь и ненавидит себя за это чувство, потому что не может простить ей предательства советских идеалов. Эти идеалы для неё – вся жизнь. За светлое коммунистическое будущее она воевала, работала и даже любила, и когда что-то грозило подорвать её веру, она отворачивалась, не обращала внимание, забывала. Но пытаясь найти свою дочь, Люда сталкивается с тем, от чего нельзя отвернуться, и её идеалы оборачиваются безумным кошмаром. Лишившись дочери и смысла жизни, Люда даже испытывает некоторое облегчение от того, что этот кошмар для неё закончился – такая степень отчаяния, от которой немеют все чувства, и временами даже радостно от того, что больше не будет ни боли, ни тревоги, ни даже памяти – потому что запретили сверху. Больше не будет ничего.
Ужасная история, но ведь это только один человек, одна семья, один город и всего два дня, в конце концов! Не такие уж они и дорогие, эти несколько товарищей: ничтожная плата за светлое будущее целого народа!
Пожалуй, в мире нет более
смертоносного и в то же время
живучего заблуждения.
Смертоносное оно потому, что заставляет забыть о ценности человеческой жизни. Кроме иконы и мундира, которые, как портрет Сталина и военная форма для самой Люды, служат последними видимыми точками на уже почти стершейся системе координат, отец Люды хранит письма сестры, погибшей вместе с их матерью от голода в самый разгар красного террора. Когда он читает одно из этих писем Люде, она закономерно парирует: "А разве можно было иначе?" Жертвы революции, как и жертвы войны, – это компромисс, который Люда добровольно приняла, спрятав подальше от сердца, там, где все сомнения можно заглушить одной заученной формулой – "а разве можно было иначе?" Эти и многие другие компромиссы годами выстраиваются карточным домиком, пока очередные жертвы во имя общего блага не нарушают наконец хрупкий баланс самообмана. Для Люды такой последней каплей и становится новочеркасский расстрел, лишивший её единственной дочери.
Живучее оно потому, что неотделимо от человеческой природы. Для существа несовершенного и безнадёжно противоречивого человек с завидным упрямством стремится к идеалу. Казалось бы, за всю историю человечества в книгах накопилось достаточно примеров поражений, крахов и неудач, чтобы заставить очередного Ленина, или Раскольникова, или даже Дона Кихота отказаться от своих идей. Примеров-то, конечно, достаточно, но всем им чего-то не хватало, а в этот раз всё непременно получится!.. Бесконечность не предел – по-другому человек просто не может. Да и уж если на то пошло, где бы мы сейчас были без Дона Кихота, или Раскольникова, или даже Ленина.
Проблема в том, что, пытаясь построить идеальную систему, мы снова и снова спотыкаемся о самих себя, о невозможность соответствовать установленному идеалу, о пороки, изъяны, ошибки. И каждый раз, вместо того чтобы оставить красивые, но тупиковые идеи, ослеплённые заветной целью, мы идём на любые жертвы, любые компромиссы. Одна прерванная жизнь сегодня за тысячи счастливых людей в будущем. Неплохая, в общем-то, сделка. Но человечность – это не бизнес, а люди – не валюта.
Как известно, счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребёнка. В буквальном понимании это утверждение – такая же несовместимая с жизнью крайность, как коммунизм или та же американская мечта. Если бы плата и правда была такой ничтожной, мы все бы уже давно зажили без тревог и страданий, включая того самого невинного ребёнка, на чью слезу было бы куплено общее счастье. В действительности же эта несчастная слезинка – всего лишь начало, первый компромисс на пути к вечному благу. За ним непременно последует другой, более спорный, затем ещё один, пострашнее, потом четвёртый, пятый – и вот уже на центральной площади солдаты пожарными шлангами смывают кровь расстрелянных сограждан, чтобы подготовить место для запланированных на вечер танцев.
Стремление к идеалу есть не что иное, как ловушка, порочный круг: без уступок его не добиться, но в то же время с каждой намеренно забытой жертвой мы отдаляемся от цели и, следовательно, вынуждены идти на очередной компромисс. В какой-то момент мы так глубоко зарываемся в самообман, что под тяжестью лжи становится нечем дышать. Тогда вчерашних кумиров нарекают злодеями, с криками сбрасывают их с трона, вдогонку им швыряют вину за все грехи, а затем торжественно провозглашают новый курс к светлому будущему. Начинается новый цикл.
Поиски дочери приводят Люду на кладбище, где накануне местному участковому поручили закопать трупы убитых протестующих поверх чужих гробов. Люда, сумевшая сжиться с бесчеловечностью войны, так и не сможет объяснить себе, как можно было отдать такой приказ. Идея, за которую убили этих людей, точно так же, как и они сами, будет свалена в одну могилу к другим несбывшимся надеждам и благополучно забыта.