Новейшие модели экономики: выбор за нами?
Об этических подходах в рыночной экономике
Модель экономики – это вопрос приоритетов, общественного выбора. Циничные установки Смитовской модели свободной рыночной экономики, нацеленной на максимизацию прибыли бизнеса и победу в конкурентной борьбе, были четко сформулированы уже в XX веке Милтоном Фридманом в определении ответственности бизнеса: «использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Эта концепция стала называться корпоративным эгоизмом. Постепенно она стала подвергаться сомнениям и критике по мере того, как рыночная экономика обнаруживала свои негативные оборотные стороны: да, рыночная экономика стимулирует прогресс во всех отраслях и сферах, улучшает качество жизни в целом, но имманентно создает проблемы в социальной сфере.

Некомфортная антагонистическая модель социального устройства заставляла общество искать альтернативные модели взаимоотношений через поиск компромисса и баланса различных интересов. Параллельно развивались институты демократии, гражданского общества и социальной ответственности. Модели социальной ответственности сначала появились в теоретических исследованиях, затем стали внедряться на практике как наиболее рациональные и эффективные. Постепенно отрабатывался терминологический аппарат, и совершенствовались деловые практики.

«Социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их», «Социально ответственный бизнес берёт на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счёт улучшения качества жизни как собственных работников, так и всего общества в целом» – такие определения корпоративной социальной ответственности предлагали социальные философы и лидеры гражданской активности.

Деловые круги также постепенно созрели для изменения подходов и ценностей в ведении бизнеса…Так, в ходе социологических исследований в компании «Дженерал Моторс» о неудовлетворенности заявили 76 % рабочих и 57 % служащих, что сильно снизило трудовую мотивацию и производительность труда. Американский бизнес оперативно и адекватно среагировал на ситуацию: радикально изменить ситуацию позволило распространение концепции «Качества трудовой жизни». В центр системы были помещены нематериальные гуманистические ценности: самореализация человека в профессиональном плане и удовлетворение его личных потребностей на определенном предприятии, создание здоровой благоприятной психологической атмосферы, перспективы роста, гарантии занятости, честное адекватное вознаграждение за труд, переход от конкуренции к консолидации внутри предприятия.

У. Э. Деминг, всемирно известный гуру качества, идеолог и теоретик управления качеством, консультант крупнейших мировых корпорации настойчиво рекомендовал отойти от нездоровой конкуренции внутри корпораций и сделать ставку на консолидацию, на сотрудничество на основе общих целей и ценностей.

Научные и гражданские организации постепенно уточняли роль, место и функции бизнеса, формировали новые требования к нему; бизнес создавал спрос на новые модели микроэкономики и управления ею, в ответ на этот спрос гибкие коньюнктурные рыночные структуры, в том числе авторитетнейшая Международная организация по стандартизации (ISO), формировали и предлагали модели КСО в форме стандартов (GRI, ISO 26000, ISO14000, АА1000, SA8000).

В русле обозначенной логики западное общество продвигалось от концепции корпоративного эгоизма к концепции корпоративного альтруизма. Она родилась в то же время, что и концепция Фридмана, ее автором стал Комитет по экономическому развитию США. Корпоративный альтруизм подразумевает обязательное участие предприятий в улучшении качества жизни общества. В числе широко известных апологетов этой концепции и великих филантропов прошлого века Э. Карнеги, американский сталепромышленник, который пожертвовал на благотворительность и вложил в социальные программы около 4,3 млрд. долларов; первый миллиардер в истории человечества – Д. Рокфеллер, создавший первый благотворительный Фонд Рокфеллера. Однако безлимитная корпоративная благотворительность несет высокие риски для экономической стабильности и самого существования корпорации, что и объясняет отсутствие многочисленных прецедентов реализации данной концепции.

Компромиссной и сбалансированной концепцией стала концепция разумного эгоизма, согласно которой социально ответственный бизнес увеличивает долгосрочные прибыли, тратя деньги на социальные и благотворительные программы. Радикальная смена ценностных ориентиров, целей компаний, активная социальная позиция, широкая социальная ответственность, направленная как на внутреннюю среду, так и на внешнюю, создает благоприятное социальное окружение, является экономически целесообразным и на сегодняшний момент представляет актуальную и эффективную социально-экономическую модель современного устойчивого предприятия.

Таким образом, западный корпоративный менеджмент все больше фокусируется на этических моментах и гуманистических ценностях.

Следующим эволюционным этапом должно стать формирование макроэкономической модели в рамках данной концепции. И вершиной, апофеозом эволюции социально-экономических теорий и практик на сегодняшний момент стала теория новой экономики Кристиана Фельбера, представленная в книге «Новые ценности экономики» (2008). Новая модель экономики строится на гуманистических ценностях: дружбе, сотрудничестве, доверии, уважении, искренности, верности в противовес распространенной модели, основанной на войне маркетинга и нечестной конкуренции с целью достижения собственной выгоды, на алчности, властности, коррупции, жестокости, эгоизме, предательстве. В развитых обществах эти качества осуждаются. К.Фельбер призывает исключить их из экономических отношений. Он выступает за отказ от стремления к наживе и конкуренции, призывает к консолидации и интеграции. Для реализации этих ценностей и избавления от порочной экономической философии К. Фельбер предлагает стимулировать компании, разделяющие новую экономическую философию, с помощью различных экономических стимулов и преференций.

В отличие от природных систем система экономики не есть нечто объективное и непреодолимое, это результат сознательного выбора, вопрос приоритетов и общественной договоренности (вопрос только в том, какие группы участвуют в этом выборе). Выбор общественных приоритетов, в свою очередь, реализуется через качество управленческих решений. Анализ российской управленческой практики на различных уровнях демонстрирует наличие традиционных ценностных ориентиров, таких как алчность и властолюбие. Однако постепенное распространение практики КСО на микроэкономическом уровне, распространение государственно-частного партнерства показывает, что, несмотря на существенное отставание, мы движемся в общем тренде.

Фото: istock.com
Дата публикации: 05 февраля 2021 г.


ОБ АВТОРЕ:
ФАЛЬКОВСКАЯ ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами
Института социальных наук ИГУ